На автомобилях «Газель» устанавливается пятиступенчатая
коробка передач КПП. Масса (без заправки) - 32 кг. Картер коробки передач
на Газель изготовлен из алюминиевого сплава и состоит из двух частей - переднего
и заднего (хвостовика) 34 картеров. Картер коробки передач на Газель КПП для обеспечения необходимой соосности опор валов и отверстий
под штоки механизма переключения центрируется по установочным втулкам, запрессованным
средний картер, и соединяются друг с другом десятью болтами.
Первичный вал коробки передач на Газель, а также шестерни
1-й, 2-й, 3-й, 5-й передач и заднего хода, установленные на вторичном валу
19, находятся в постоянном зацеплении с шестернями промежуточного вала 47,
имеют косые зубья и вращаются на игольчатых подшипниках с пластмассовыми
сепараторами. Промежуточная шестерня заднего хода коробки вращается на насыпных
роликах диаметром 3 мм на оси, опоры которой располагаются в обоих картерах
коробки передач на Газель.
Все передачи КПП на Газель снабжены синхронизаторами инерционного
типа, зубчатые венцы которых соединяют с шестернями посредством мелких шлицев.
Синхронизаторы 3-й, 4-й, 5-й передач и заднего хода имеют зубчатые венцы,
выполненные заодно с конусами. Необходимое для безударного переключения
передач выравнивание оборотов включаемой шестерни до оборотов вторичного
вала достигается с помощью тормозного момента, возникающего за счет сил
трения на наружной поверхности конуса зубчатого венца шестерни и внутренней
конусной поверхности блокирующего кольца 8 синхронизатора, соединенного
через ступицы 11 и 22 с вторичным валом 19. Синхронизатор 1-й - 2-й передач
- двухконусный, имеет увеличенный тормозной момент за счет дополнительной
поверхности трения, образуемой наружной конической поверхностью связанного
со ступицей внутреннего кольца 8 и внутренней конической поверхностью среднего
кольца 9, соединенного выступами (выступы входят в отверстия на зубчатом
венце 10) с включаемой шестерней.
Двухконусный синхронизатор 1-й - 2-й передач КПП на Газель:
1 - муфта; 2 - ступица; 3 - вторичный вал; 4 - шестерня 2-й передачи; 5
- сухарь синхронизатора; 6 - пружина синхронизатора; 7 - шестерня 1-й передачи
КПП на Газель; 8 - кольцо внутреннее; 9 - кольцо среднее; 10 - зубчатый
венец; 11 - кольцо наружное. Включение передач производится соединением
внутренних зубьев муфт 9 с наружными зубчатыми венцами синхронизаторов.
Боковые стороны зубьев муфт и венцов синхронизаторов скошены внутрь и при
включенном положении образуют замок, препятствующий самовыключению передач.
Выступы на зубьях венцов синхронизаторов третьей, четвертой, пятой передач
и передачи заднего хода ограничивают перемещение муфт при включении передач.
Перемещение муфты первой и второй передач ограничивают торцы шестерен. Осевые
силы от косых зубьев шестерен вторичного вала воспринимаются стопорными
кольцами 17 и 44, упорной шайбой 32, буртом вторичного вала и расположенными
в канавке на вторичном валу двумя упорными полукольцами 15, которые охватываются
кольцом 14. Шариковые подшипники первичного и вторичного валов фиксируются
на валах с помощью пружинных и стопорных колец, а в картерах посредством
наружных стопорных колец. Промежуточный вал КПП на Газель вращается
на конических подшипниках, установленных в глухих гнездах переднего и заднего
картеров. Преднатяг подшипников создается подбором и установкой при сборке
одного из регулировочных колец 50 в гнездо переднего картера. Шестерни 3-й
и 5-й передач, шестерня привода промежуточного вала посажены с натягом на
вал, на котором нарезаны зубья шестерни 2-й передачи и длинные зубья, служащие
одновременно венцами шестерен 1-й передачи и передачи заднего хода промежуточного
вала. Головка оси 36 промежуточной шестерни заднего хода установлена в постель
заднего картера коробки передач и крепится болтом. Противоположный конец
оси входит во втулку 41, фиксируется в ней штифтом, а втулка крепится к
постели переднего картера также болтом. Механизм переключения КПП
на Газель содержит штоки, на которых крепятся вилки переключения
передач и головки 29, в пазах которых располагается нижний конец рычага
переключения. Вилки КПП на Газель имеют съемные сухари, которые входят в
пазы муфт включения. Фиксация штоков во включенном и выключенном положении
осуществляется посредством шариков 11 и пружин 12. Блокировочное устройство,
состоящее из двух стопорных плунжеров и стопорного пальца, предохраняет
коробку от одновременного включения двух передач. Кроме того, между головкой
штока включения заднего хода и стенкой заднего картера располагается блокировочная
втулка 16 с пружиной 15, которая делает невозможным случайное перемещение
рычага переключения из положения включенной 5-й передачи в положение заднего
хода. Рычаг переключения передач КПП на Газель снабжен демпферным
устройством, устраняющим его дребезг при резонансе на больших оборотах двигателя,
и располагается в корпусе 18, крепящемся к заднему картеру сверху. При помощи
пружин и предохранителей нижняя головка рычага переключения в нейтральном
положении всегда располагается в головке штока включения 3-й и 4-й передач.
Маслосливная пробка 46 имеет магнит, улавливающий содержащиеся в масле мелкие
частички металла - продукты износа деталей коробки передач (КПП), картера
и хвостовика на Газель.
ВНИМАНИЕ!
Настоятельно советуем Вам, прежде чем ехать
на склад, позвонить по телефону МТС: 8-916-119-99-08 и уточнить наличие
кпп на газель на складе, а затем ознакомиться со схемой проезда.